Кто в доу в 2021 занимается с детьми с овз

Содержание
  1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2021 году
  2. Общие понятия
  3. Понятия, которые необходимо знать
  4. Привилегии статуса ОВЗ
  5. Кто относится к детям с ОВЗ
  6. Социально-правовая защита ребёнка с ОВЗ
  7. Правила оформления статуса
  8. Классификация ОВЗ
  9. Оформление медицинского заключения 
  10. Пособия для учащихся детей с ОВЗ
  11. Созданная в ДОУ материально-техническая база включает объекты, предназначенные для детей ясельного и дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ:
  12.  На территории ДОУ имеются 12 игровых площадок для проведения прогулок с детьми, в том числе для детей с ОВЗ, оборудованные спортивно-игровым сооружением (современные металлоконструкции, лазанки,  песочницы, столы, скамейки, закрытые веранды), а также спортивная площадка (стадион). Территория ДОУ благоустроена, оформлены цветники, альпийская горка, клумбы, огород, дорожка здоровья
  13. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
  14. Разработка адаптированной образовательной программы (АОП)
  15. Основные вопросы, возникающие в процессе разработки АОП
  16. Примерная структура АОП
  17. Категории ОВЗ и особенности работы с ними в детсаду
  18. Полезные ссылки и литература по теме
  19. Овз – педагогический, а не медицинский термин
  20. 8 категорий детей с ОВЗ
  21. Четыре степени нарушения здоровья
  22. Варианты адаптированных программ для детей в ОВЗ
  23. Зачем детям с ОВЗ ходить в детсад
  24. Кто в доу в 2021 занимается с детьми с овз
  25. Основные различия в понятиях: дети с ОВЗ и дети-инвалиды
  26. Понятия
  27. Как организовать инклюзивную практику в ДОУ
  28. Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе
  29. Скачать:
  30. Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении
  31. Социализация в ДОУ
  32. Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей
  33. Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании
  34. Инклюзивное образование
  35. Дети с ОВЗ, что за диагноз
  36. Сопровождение детей с ОВЗ

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2021 году

Кто в доу в 2021 занимается с детьми с овз

Социализация детей-инвалидов в настоящее время возможна, прежде всего, благодаря расширению системы образования и внедрению в неё инклюзивных классов (введены в РФ с 2021 года).

В них дети с особенностями обучаются вместе со здоровыми сверстниками, что способствует лучшей адаптации обеих сторон друг к другу. Однако процесс социализации инвалидов предполагает множество нюансов, касающихся воспитания и не только.

Как раз об этом предлагаем узнать из статьи более подробно.

Общие понятия

Государство обозначило задачу по всесторонней социализации детей с ограниченными возможностями как одну из ключевых. Чтобы добиться позитивных результатов по данному направлению, были созданы классы инклюзивного образования. Находясь в таком классе, особенный ребёнок должен максимально полноценно участвовать в общественной жизни, адаптироваться и развиваться.

Но для осуществления подобного обучения стоит начать с оформления справки, подтверждающей особый статус несовершеннолетнего гражданина. При наличии этого документа ученика с ОВЗ направят именно в ту школу, где работают подготовленные педагоги и есть спецоборудование.

Понятия, которые необходимо знать

1. Дети с ОВЗ — граждане с инвалидностью, не достигшие совершеннолетия, имеющие не только официально признанные отклонения физического или психического плана, но и при отсутствии таковых. К примеру, сюда относятся дети со слабым зрением, слухом, с задержкой в развитии.

2. Инклюзивное образование — система, построенная по принципу обучения в общих классах здоровых детей и с ОВЗ.

3. Пособие — вид помощи, предусмотренный для социально незащищённой категории, то есть для инвалидов. Здесь же сироты, малоимущие.

4. Социум — сфера, в которой ребёнок общается с миром и другими людьми кроме родителей. Чтобы личность всесторонне развивалась в социуме, особенно при инвалидности, требуются особые условия, облегчающие процесс реабилитации, адаптации и тд.

Привилегии статуса ОВЗ

Государство предоставляет детям-инвалидам возможности относительно школы, обучения и в целом социализации. В частности, подразумеваются:

– комплексные обеды, предоставляемые инвалиду безвозмездно;

– бесплатные занятия с соцпедагогами, психологами, логопедами — как правило, при необходимости в неделю проходит от 2 занятий, помогающих ученику лучше общаться и развить свои умения;

– особый подход в выставлении оценок и общении с учителями — в каждом образовательном учреждении могут работать свои правила, но ключевым моментом остаётся поиск индивидуального стиля взаимодействия, раскрытие талантов инвалида и пр.

– отсутствие в отношении особых детей дисциплинарных взысканий во время всего обучения.

Кто относится к детям с ОВЗ

Главное отличие детей с ограничениями в том, что у них нарушены психофизические показатели и это обуславливает необходимость применить к ним специальные методы коррекции в рамках воспитания и обучения. 

Стандартно в рассматриваемую группу входят дети с отклонениями по слуху (слабослышащие или глухие), зрению (слабовидящие или слепые), речи (логопаты). К данной категории можно отнести также детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, либо испытывающих трудности в поведении, умственно отсталых и отстающих в развитии.

Примечательно, что указанные нарушения часто встречаются в комплексе, а не как единичное состояние.

Социально-правовая защита ребёнка с ОВЗ

Государство реализует свою поддержку на различных уровнях, а именно в:

– законах — здесь осуществляется зашита особенных детей, их прав и даже морального статуса, поэтому любое нарушение в этом направлении может закончиться судебным разбирательством;

– сфере медицины — означает доступ нуждающихся к получению квалифицированной врачебной помощи;

– образовании — эффективная адаптация, преодоление психофизических аномалий детей-инвалидов за счёт получения ими знаний в инклюзивных классах;

– семейной системе, предоставляя профессиональную помощь специалистов, которые способны уменьшить отклонения ребёнка, восстановить его способности и научить родителей особенностям воспитания.

Правила оформления статуса

Родители, желающие закрепить особое положение своего чада официально, должны понимать, что данный процесс состоит из конкретных шагов:

– наличие законных оснований для установления статуса;

– обследование ребёнка у врача и выявление состояний, подпадающих под ОВЗ;

– прохождение комиссии и получение справки;

– оповещение школьного руководства об установлении их ученику ограничений.

При соблюдении последовательности процедура оформления пройдёт быстро. Кроме того, можно рассчитывать на профессиональную реакцию со стороны образовательного учреждения.

Классификация ОВЗ

Согласно распространённой британской классификации выделяется 3 ступени ограниченных возможностей, когда у ребёнка присутствует:

1) недуг — имеются в виду потеря определённой функции или анатомической возможности, либо аномалии в физиологическом и психическом развитии;

2) дефект или неспособность выполнять нормальные для большинства детей действия;

3) недееспособность, то есть инвалидность.

А российская классификация даёт представление о видах, с учётом которых делятся нарушения. Здесь обозначены такие категории, как:

1) психические, когда есть сложности с речью, памятью, восприятием и тд;

2) сенсорные, связанные с утратой обоняния, зрения, осязания или слуха;

3) обменные, выделительные, дыхательные, пищеварительные и иные сбои подобного рода;

4) аномалии статодинамического характера.

1, 2 и 4 пункты дают право считать ребёнка инвалидом.

Оформление медицинского заключения 

В целом необходимо:

– определиться с учебно-воспитательным центром, где проводят обследование ПМПК;

– подготовить документы, которые могут понадобиться членам комиссии;

– получить направление от лечащего врача или от школы или на осуществление обследования;

– пройти освидетельствование и взять справку о закреплённом статусе;

– предъявить медзаключение в учебное заведение (можно обратиться в местное Управление образования или спецшколу).

Чтобы пройти ПМПК и в дальнейшем воспользоваться предусмотренными преференциями, требуются следующие документы: 

– заявление на проведение обследования;

– свидетельство о рождении или паспорт ребёнка 14-18 лет, а также паспорт взрослого (плюс копии);

– согласие родителя, если на ПМПК отправил врач;

– направление от лечащего специалиста или образовательного учреждения;

– заключения по итогам медико-психолого-педагогической проверки, в рамках которой соцпедагоги, логопеды и психологи сформулировали представление об уровне развития ребёнка, нарушениях и тд;

– медицинские справки и иные документы, касающиеся здоровья получателя статуса;

– выписка из амбулаторной карты обследуемого с изложением истории развития, медицинских выводов;

– характеристика из школы, письменные работы по математике, русскому языку и творческие работы.

При наличии других важных бумаг, имеющих отношение к делу, не помешает приложить и их.

Пособия для учащихся детей с ОВЗ

Дополнительные пособия в сфере образования не предусмотрены. Только, как отмечалось ранее, есть возможность бесплатно питаться в школе и заниматься со узкими специалистами. Материальная помощь здесь отсутствует, хотя в перспективе не исключено расширение финансовой помощи в этом направлении.

Источник: https://DoorinWorld.ru/publikaczii/obrazovanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-ovz-v-rf-v-2021-godu

  • с нарушением слуха;
  • с дисфункцией речи;
  • с патологией опорно-двигательного аппарата;
  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Работа с детьми с ОВЗ в МБДОУ “Детский сад № 57 г. Челябинска”

Созданная в ДОУ материально-техническая база включает объекты, предназначенные для детей ясельного и дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ:

  • групповые помещения, предназначенные как для проведения практических занятий, так и для игровой деятельности детей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Пространственная среда групповых помещений, мебель, игровое оборудование, средства обучения соответствуют возрасту детей и индивидуальным особенностям их развития;
  • оборудованный медицинский и процедурный кабинеты;
  •  пищеблок, на 100% обеспечен современным технологическим оборудованием;
  •  прачечная, оборудованная современными стиральными машинами, отпаривателем;
  • методический кабинет, подключенный к сети Интернет компанией “Интерсвязь”, а также WI-FI, действующий на всей территории ДОУ;
  • музыкально-физкультурный зал, оборудованные необходимым количеством наглядного, дидактического, демонстрационного, спортивного и музыкального оборудования, которое обеспечивает всестороннее развитие воспитанников по образовательным областям;
  • кабинеты специалистов, имеющие современную материально-техническую базу 3 кабинета учителя-логопеда, 1 кабинет педагога-психолога;
  • многофункциональная спортивная площадка;
  • обширная библиотека-медиатека, постоянно пополняемая новыми цифровыми ресурсами;
  •  музеи – “Музей моды”, “Музей спорта”, музей “Мир природы”;
  •  сенсорная комната;
  •  кабинет ИЗО.

 На территории ДОУ имеются 12 игровых площадок для проведения прогулок с детьми, в том числе для детей с ОВЗ, оборудованные спортивно-игровым сооружением (современные металлоконструкции, лазанки,  песочницы, столы, скамейки, закрытые веранды), а также спортивная площадка (стадион). Территория ДОУ благоустроена, оформлены цветники, альпийская горка, клумбы, огород, дорожка здоровья

Паспорт доступности

Условия питания  воспитанников-инвалидов и лиц с ОВЗ 

Условия охраны здоровья воспитанников-инвалидов и лиц с ОВЗ

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

См. раздел “Материально-техническое обеспечение программы”

Источник: http://xn--57-9kcm2bo9a.xn--p1ai/index.php/ovz

Разработка адаптированной образовательной программы (АОП)

Кто в доу в 2021 занимается с детьми с овз

В ст. 79 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» говорится:

« образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой…

Это говорит о том, что каждая образовательная организация, в которой обучается ребёнок с ОВЗ, должна разрабатывать адаптированную образовательную программу (АОП). Как правило, данная программа разрабатывается в случае инклюзивного образования.

https://www.youtube.com/watch?v=J2zd-RZTsKI

В АОП отражается , то как будет осуществляться образовательный процесс с ребёнком ОВЗ в общеразвивающей (комбинированной) группе: какие условия мы для него создаём, какие результаты планируем получить на выходе, как ребёнок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д.

Необходимость разработки адаптированной образовательной программы поставило передо мной ряд вопросов. Ответы на которые я искала, изучая, в первую очередь, нормативно-правовые документы, опыт коллег на просторах интернеты. Прослушала множество вебинаров, связанных с этой темой. В итоге я нашла для себя ответы на эти вопросы, с которыми хочу поделиться с вами.

Основные вопросы, возникающие в процессе разработки АОП

ВопросыОтветы
Что является основание для разработки АОП?Для разработки АОП основанием является заключение ПМПК.
Нужно ли согласие родителей на разработку АОП? Да, родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по АОП.
Кто участвует в разработке АОП?Весь педагогический коллектив (методист, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и т.д.)
На основе какой программы разрабатывается АОП?АОП разрабатывается на основе ООП и дополняется Примерной АООП по соответствующей нозологии. ПАООП можно посмотреть на сайте https://fgosreestr.ru/
Что адаптируется в АОП по сравнению с ООП?Сроки, содержание, условия, методы, приёмы, способы, формы работы, режим посещения, график организации образовательного процесса на протяжении дня и т.д.
На какой срок разрабатывается АОП?АОП разрабатывается на 1 год
Кем утверждается АОП?АОП рассматривается ППк, утверждается педагогическим советом, согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается заведующим ДОУ.

Ещё один вопрос, который касается разработки АОП относится к её структуре. Какой же должна быть структура АОП?

Структура АОП должна учитывать требования, предъявленные во ФГОС ДО образовательных программ и утверждаться внутренним локальным актом дошкольного учреждения.

Ниже я хочу познакомить вас с одной из таких структур, которая построена таким образом, что каждый педагога, сопровождающий ребёнка с ОВЗ заполняет свой раздел. Данная структура программы представляет собой АОП совмещённую с индивидуальной образовательной траекторией (или маршрутом).

Примерная структура АОП

Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:

  • Пояснительную записку, которая включает: цели и задачи, принципы построения программы и планируемые результаты.
  • Общие сведения об обучающемся.
  • Данные о прохождение ПМПК
  • Психолого-педагогическую характеристику ребёнка.

Содержательный раздел. Он включает в себя:

  • Диагностический компонент.
  • Воспитательный компонент.
  • Коррекционно-развивающий компонент.
  • Образовательный компонент.
  • Организации работы с родителями в рамках программы.

Организационный раздел включает в себя:

  • Специальные условия обучения и воспитания ребёнка в ДОУ.
  • Индивидуальный учебный план.
  • Расписание образовательной деятельности.
  • Материально-техническое обеспечение программы.
  • Учебно-методическое обеспечение программы.

Используемая литература: Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой

Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом – 13 лет.

Источник: https://koroleva-marina.ru/rabota-s-detmi-ovz/razrabotka-adaptirovannoy-obrazovat.html

Категории ОВЗ и особенности работы с ними в детсаду

Кто в доу в 2021 занимается с детьми с овз

В российском здравоохранении есть понятие ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Термин относится к людям, имеющим физические или психические особенности.

Давайте разберемся, что такое категории ОВЗ применительно к детям. С вами снова Татьяна Сухих, предлагаю ознакомиться с моим материалом для расширения кругозора. Воспитателям и методистам ДОУ он будет особо полезен.

Категоризация ОВЗ помогает спланировать и организовать учебный процесс.

Полезные ссылки и литература по теме

Для начала несколько суперполезных изданий, которые помогут повысить квалификацию воспитателя, педагога, логопеда и дефектолога. Это бумажные пособия:

  • Настольная книга педагога, работающего с ОВЗ. Знакомит с психолого-педагогическими портретами детей с особенностями. В основном, рассчитана на школьных учителей, но будет полезна родителям и воспитателям ДОУ.
  • Чрезвычайно важное пособие для коррекционного педагога – «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ». Расскажет, в каком документе искать нужную информацию.
  • Сборник локальных нормативных актов, которыми регулируется обучение детей с ОВЗ по ФГОС. Приведенные документы можно использовать в качестве примеров, чтобы разработать адаптированную программу, приказ, рабочий план.
  • Методичка по работе с дошкольниками «Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения». Очень хорошие отзывы о материале.
  • Пособие «Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ». Предлагает инновационные подходы в развитии инклюзивного образования, тема актуальная.

Есть менее важная, но не менее интересная литература. Для тех, кто уже немножко в теме и пытается вникнуть поглубже, могу посоветовать еще несколько изданий:

  • На важную тему тьюторов в школе. Методичка «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии».
  • Пособие для организаторов культурных мероприятий в детсаду – «Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ».
  • Для логопедов и дефектологов – «Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ». Поможет не только совладать с математикой, но и развивать речь.
  • Пособие «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ». Рассказывает, когда и кому из деток нужны альтернативные и дополнительные методы общения, как их применять.
  • На ту же тему – рекомендации по альтернативным коммуникациям от других авторов.
  • Пара книжек по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ – одна и вторая. Родителей надо сделать активными участниками образовательного процесса.
  • CD-диск с вебинаром в помощь педагогам-психологам. Имеет сложное название «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации». Учит оказывать социальное сопровождение, способствовать раскрытию личностного потенциала.

Овз – педагогический, а не медицинский термин

Лица с особенностями здоровья встречаются достаточно часто. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 13% детей имею ОВЗ. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается и России, и других стран.

Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет. Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический. В каком документе аббревиатура расшифровывается? Например, в законе № 273 от 29.12.2012 г.

«Об образовании в РФ». Там говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития.

Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.

Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). У деток с ОВЗ есть право на образование. По обычным программам они учиться не могут. То есть в группу ОВЗ попадают только ребята, которым действительно нужна особая программа для обучения и адаптации в общество. Специальные условия, подход, учебники, программы, пособия и т.д.

Почему мы должны знать, что таит в себе аббревиатура ОВЗ? Потому что стараемся создать инклюзивное общество.

Мы должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто входит в наш близкий и дальний круг общения. Воспитателям нужно разобраться в категориях ОВЗ, так как они связаны с обучением детей.

Методисты и другие работники детсадов должны постоянно соврешенствовать профессиональный уровень.

Пару лет назад я проходила повышение квалификации по инклюзивному образованию. Об этом писала в статье «ОВЗ – какие заболевания входят». Сейчас попытают рассказать более подробно.

8 категорий детей с ОВЗ

Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.

Иногда пишут, что есть 9 категорий ОВЗ. Такая категоризация получается, когда пытаются разделить одну из установленных категорий на две. Например, выделить особенности деток слепых и слабовидящих. Общепринятая классификация поводится Лапшиным и Пузановым. Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:

  1. Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
  2. Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
  3. Нарушения речи. В эту группу входят логопаты. О нарушениях речи я писала тут, о тяжелых разновидностях – тут. Про адаптированную программу для деток с логопедическими нарушениями тоже писала.
  4. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
  5. Умственная отсталость. К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
  6. Задержки психического развития (ЗПР). Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
  7. Нарушения поведения и общения. Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
  8. Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т.д.

Вот в этой публикации приведена интересная таблица. В ней объясняется, как ребенок с той или иной ОВЗ воспринимает информацию. Рассказывается об особенностях его мышления, памяти, внимания, поведения.

Четыре степени нарушения здоровья

В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой.

Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна.

И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.

Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:

  1. Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
  2. Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
  3. Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
  4. Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.

Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.

Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:

  • Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры).
  • Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди.
  • Недееспособность (инвалидность).

Варианты адаптированных программ для детей в ОВЗ

Если у ребенка есть определенные трудности, ему рекомендуют АООП – «адаптированную основную общеобразовательную программу». АОПП разрабатывается, чтобы помочь в преодолении трудностей.

Каждая программа имеет код из двух цифр через точку. Первая – от 1 до 8 по локализации расстройства. Цифры немного не совпадают с теми, которые я привела в классификации ОВЗ.

Вторая – от 1 до 4, в зависимости от ожидаемого результата:

  1. К окончанию обучения ребенок с ОВЗ достигнет тех же результатов, что и детки без особенностей.
  2. Результат по окончании будет тот же, но программа растянута на более длительный срок.
  3. Итоги образования будут отличаться от тех, которые получат обычные дети после детсада или школы.
  4. Будут отличаться не только результаты обучения, но и сроки.

Например, вариант 6.2 рассчитан на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он сможет получить те же знания, что и дети без отклонений. Но не за один год, а за более длительный срок, так как вряд ли сможет полноценно посещать все занятия.

По образовательному стандарту ФГОС НОО, для ребят с ОВЗ могут быть такие АООП:

  • для глухих – 1.1, 1.2, 1.3, 1.4;
  • слабослышащих – 2.1, 2.2, 2.3;
  • слепых – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;
  • слабовидящих – 4.1, 4.2, 4.3;
  • с ТНР – 5.1, 5.2;
  • с нарушениями ОДА – 6.1, 6.2, 6.3, 6.4;
  • ЗПР – 7.1, 7.2;
  • с РАС – 8.1, 8.2, 8.3, 8.4;
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями) – 1599, варианты 1 и 2.

Ученики с особенностями ощущают сложности в организации собственного поведения и коммуникации. Они по-другому усваивают информацию. При составлении программы обучения педагоги должны учесть следующее:

  • общую ослабленность, связанную с недостатком здоровья;
  • ограниченные возможности, не дающие полноценно участвовать в деятельности, которая соответствует возрасту;
  • индивидуальные особенности психофизиологического состояния;
  • особенности и навыки коммуникации.

Зачем детям с ОВЗ ходить в детсад

Дети с ОВЗ требуют особого внимания в детсадах и школе. Заниматься с детсадовцами можно в обычном общеобразовательном, инклюзивном или специализированном ДОУ. Еще вариант – обучаться на дому. Я считаю, что для социализации лучше постараться отправить ребенка в детсад. Важно учесть три фактора: наличие там специалиста, условия и организационные моменты.

В общеобразовательном ДОУ ребенок посещает те же занятия, что остальные дети. И еще – дополнительные уроки. Например, с логопедом или дефектологом. Это подходит не всем. В остальных дошкольных заведениях есть специальные адаптированные программы.

Основная функция ДОУ при работе с детками, имеющими ограниченные возможности здоровья – социализация. Именно для этого создаются интегрированные группы. Дети с разными психическими и физическими возможностями обязательно должны пересекаться и взаимодействовать. Это важно для всех участников группы. Такое общение раздвигает рамки познания мира для деток.

Хочу дать еще несколько ссылок. Это онлайн-курсы для педагогов, которые занимаются с детками с ОВЗ. Каждый длится 72 часа. Все можно проходить онлайн, без отрыва от основной работы. Все-таки нам есть за что любить современные технологии! Итак:

  • Курс по навыкам сопровождения ребенка с ОВЗ и инвалидностью в детсаду и школе. Новая онлайн-программа, обучение начинается в июне 2021-го.
  • Курс, помогающий разрабатывать и воплощать адаптированные основные, неосновные и индивидуальные школьные программы для деток с ОВЗ. Будет полезен моим коллегам в школе.
  • Такая же тема – разработка основных, адаптированных и индивидуальных программ для школьников с ОВЗ– от других авторов.
  • Спецкурс для тех, кто занимается адаптацией детей с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. Для меня такие педагоги – настоящие герои.
  • Курс по составлению адаптированных программ для деток с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. В продолжение предыдущего пункта.

Тема обширная, говорить о ней можно долго. О регулирующих документах, особенностях деток с ОВЗ в группе. О том, как здорово наблюдать результаты, над которыми бились вместе. Но я вас утомила, поэтому прощаюсь, до следующей встречи!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?” Сотрудничество
«Статья для блога» Психологическая
разгрузка

Источник: https://metodbv.ru/kategorii-ovz-kratkaya-harakteristika-i-adaptirovannye-programmy-fgos/

Кто в доу в 2021 занимается с детьми с овз

Кто в доу в 2021 занимается с детьми с овз

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Кто в доу в 2021 занимается с детьми с овз». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наиболее частый вопрос возникает в определении инвалидности или ограниченных возможностей малыша. С одной стороны, несовершеннолетний, которому устанавливается инвалидность, в любом случае имеет какие-либо функциональные отклонения, мешающие ему полноценно вести свою жизнедеятельность.

Основные различия в понятиях: дети с ОВЗ и дети-инвалиды

Значительной особенностью получения такого статуса в детском возрасте считается не только возможность получать пенсию на протяжении всего периода, но и впоследствии.

Если после совершеннолетия ему будет также установлена определенная группа, то он будет относиться к категории больных, имеющих инвалидность с детства.

А этот статус дает право человека претендовать на повышенные выплаты от государства, которые приравниваются к первой группе.

Понятия

  1. Инвалидом признается любой малыш, не достигший совершеннолетия (18 лет), который имеет стойкое расстройство какой-либо функции организма.

    Данное расстройство должно быть спровоцировано полученной травмой, болезнью или получено малышом до рождения. Все эти функциональные расстройства должны приводить к ограничению нормальной жизнедеятельности малыша.

  2. ОВЗ – это определенные недостатки физического или психологического развития. Они препятствуют несовершеннолетнему получать образование и функционировать без предоставления ему особых условий.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

Как организовать инклюзивную практику в ДОУ

При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе

ФГОС ДО определяет требования и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

:  Подать на развод с ребенком какие документы нужно иметь 2021

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Скачать:

  • повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ
  • методическую составляющую;
  • изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений.

Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность.

Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Социализация в ДОУ

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции.

Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

:  Государственные программы для молодых семей в 2021 пенза

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

Инклюзивное образование

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

При нарушениях речи, если они существуют сами по себе и не подкрепляются проблемами интеллектуальной сферы, малыши могут ходить в обычную группу детского сада. За его пределами с ними ведется индивидуальная работа логопеда, дефектолога, психолога.

Некоторыми специалистами считается, что малышам с проблемами речи полезно проводить время рядом со здоровыми детьми, чтобы учиться у них. Другие настаивают на обучении в специальной группе по логопедии.

Решение должно приниматься персонально, с учетом психологических и психических особенностей.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Инвалидность и ограниченные возможности – не одно и то же. В широком понимании, всех инвалидов относят к категории ОВЗ, но не любое ОВЗ дает возможность получить инвалидность с ее привилегиями.

Дети-инвалиды ограничены в нормальной жизнедеятельности, не могут обслуживать себя самостоятельно, передвигаться, обучаться.

Малыши, имеющие ОВЗ, имеют такие недостатки здоровья, из-за которых обучение должно происходить в особенных условиях – в этом разница.

Сопровождение детей с ОВЗ

Понятие НОДА расшифровывается как нарушения опорно-двигательного аппарата.

Малыши, с такими проблемами в большинстве своем могут получать образование в обычных учреждениях, поскольку не имеют никаких других отклонений, кроме двигательных.

Достаточно создания специальных условий жизни и обучения, в которых ребенок сможет самостоятельно перемещаться. Если доступных школ нет, ребенок обучается дома. Учителя сами приходят домой или обучение происходит через интернет.

Источник: https://baiksp.ru/zaklyuchenie-dogovorov/kto-v-dou-v-2021-zanimaetsya-s-detmi-s-ovz

О законах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: